Не так давно кто-то в твиттере напомнил про якобы существующее противостояние, равное по своей силе противостоянию Андроида и Эппла, KFC и... ну да ладно. В общем, про Стивена Кинга и Дина Кунца.
Но не про Кинга речь.
Как раз про Кунца, а именно - про фильм
Острота ощущений, снятый в далеком 1997 году, когда я была так же далека до сознательного возраста, как Кинг - от подлинного мастерства в ужасах. А, не о Кинге же речь. В общем, "Острота ощущений", согласно вольному пересказу википедии, повествует о том, что:
На праздники студентка Чайна Шеппард (мне нравится ее фамилия) посещает дом своей подруги. Ночью серийный убийца врывается в дом, убивая подругу и всю ее семью. Чайна выживает. Забравшись в фургон убийцы, чтобы вытащить оттуда умирающую подругу, Чайна узнаёт о пленнице убийцы: 15-летней девочке по имени Ариэль. Чайна решает спасти её.“There are no explanations for human evil. Only excuses.”
коротко и невнятноИ я в полном восторге. Сам рассказ, безусловно, впечатляет, но фильм впечатляет не меньше. По атмосфере он напоминает "Сияние" - так же кажется безнадежно старым, так же... пугает; атмосфере я бы поставила сто по десятибалльной шкале, игре актеров - столько же. Кроме этого только по сюжету мне приглянулось несколько вещей: 1) образ убийцы. Он не романтизирован, не напыщен, все весьма реально, а если построить портрет такого преступника, уже зная финал книги/фильма, получится весьма зловещая картина. Кроме того, Весс успевает за фильм толкнуть сермяжную истину: "Думаешь, я редкостный урод? Ты ошибаешься (тут зритель ожидает тонкой философии в духе: "Не я такой - жизнь такая", ан нет) - не редкостный, в мире полно уродов", - и параллельно высказать авторскую точку зрения на политиков и политику.
2) Главная героиня и Ариэль. В фильме она кажется немного нелогичной, в книге этого нет, плюс, как верно отмечает википедия, книга дает более детальное описание, почему именно ей удается долго оставаться незамеченной, почему она поступает именно так, как поступает. Создать не вызывающего отвращения женского персонажа с почти-типичным непростым прошлым - тоже непосильный труд. А Ариэль... актриса была бесподобна. Это была игра "отрази тысячи эмоций взглядом" (персонаж не разговаривает и почти не использует мимику) - и окончилась игра вполне успешно.
А больше ничего и не нужно. Концовка, ну... чем еще мог закончиться такой фильм?) Финал был очевиден с самого начала, но неожиданный поворот незадолго до почти искупает всю его предсказуемость, и это тоже многого стоит. А я, посмотрев, возвращаюсь мыслями к Кингу, к фильмам ужасов, к распространенным страхам вроде боязни привидений, зеркал, тому подобного. Я сама этим грешу, да что там - я сию секунду чувствую вот такой вот страх, но суть в том, что иногда мне кажется: это какая-то рациональная необходимость - бояться чего-то неведомого и вряд ли существующего, потому что чего-то же надо бояться, а если бояться реального, можно сойти с ума. Если представить себе, что однажды в город придет вполне себе кинговское, живое Оно, то можно успокоить себя, мол, такого
не бывает, не существует. Подуспокоиться. Если представить себе, что однажды ты, твои дети, твои близкие столкнутся с насилием, с убийством, успокоить себя практически нечем. Если вспомнить, что Наташа Кампуш была обычной австрийской девочкой. становится невыносимо. Если поднять статистику по чему угодно, будь то жертвы ДТП, похищения, убийства, впору лезть из окна.
Проще бояться привидений, да.