За последние два дня я прочитала, в общей сложности, две книги и посмотрела "Безумного Макса", который нонче заканчивает свое шествие в кинотеатрах.
А еще гоблинскую озвучку "Пиратов Карибского моря". Но не о мелочах речь.
1) А о романах Симмонса, начинающихся с книги "Гиперион". Я прочитала две - "Гиперион", собственно, и "Падение Гипериона", и на этом остановилась. И мне скорее понравилось, чем не понравилось. В каждой книге - свое.
Вкратце о сюжете: ... Из всего нехилого рассказа на википедии я бы выбрала следующее: "Древнее пророчество гласит, что в последние дни существования людей на планету Гиперион к так называемым Гробницам Времени должны отправиться паломники, чтобы разгадать их тайну и встретиться с древним чудовищем — Шрайком". Для первой книги это сомнительное, но единственно возможное краткое описание.
Люди стремятся понятной картиной
Изобразить то, что сложно понять.
далее - имхо о книгах 1.1. Повествование в первой части делится на 2 составляющие: а) рассказы паломников, коих 7, о себе и своей связи с, собственно, паломничеством, б) их путь до, собственно, Гробниц.
Б-часть максимально проста и в основном рассказывает о мире вокруг, описывает пейзажи, которые обязаны потрясать воображение, объясняет, как устроена та Вселенная, куда занесло читателя, и занимается сугубо административными делами. А меж тем соль как раз в рассказах. Они удачно вписаны в повествование - не в форме пьяных рассказов или снов, или просто флэшбеков (кстати, не из этих ли романов вообще пошло слово "флэшбек"?), их появление логически обосновано (чуть-чуть): паломники ищут, почему выбрали именно их, ищут свою связь с Шрайком, что добавляет какую-то детективную нотку повествованию. Я вообще ожидала неожиданной разгадки, почему же именно они, старательно искала подсказки и внезапные повороты в их историях, думала, как это все может обернуться. Наверное, поэтому и дочитала.
Написаны истории очень... выверенно: в меру образно, в меру логично - и отстраненно. Кое-где эффекта присутствия категорически не хватало.
Мне показалось, автор очень четко продумал, в каком духе, атмосфере написать каждую из них, буквально каждое слово. Кое-где я бы даже увидела сатиру на некоторые расхожие сюжетные повороты типичных космоопер. А может, она там действительно есть (хотя учитывая год создания этого произведения...)
И, если говорить об этой части, лично мои симпатии в ходе рассказа оказались принадлежащими... никому, одна история даже не понравилась от слова совсем. Я не могла сказать, что мне понравился какой-то один персонаж или понравились все вместе, я не переживала за кого-то больше, чем за других, и, в общем, поэтому низкий поклон автору. Тройной. Удержать читателя сюжетом, ожиданием разгадки, не играя на "кто умрет", на симпатиях к людям — это искусство, привет Мартину.
Конец вполне в духе дилогии. Или тетралогии, смотря как воспринимать.
1.2. "Падение Гипериона". Такой шаг вперед, где выверенный стиль дал сбой, в ход пошли Великий Смысл и Глубокая Философия, под кустами проявиись рояли, страницы утонули в теософии, а я утонула в страдании. Более-менее осмысленное что-то сказать я вряд ли смогу, даже описать свои эмоции от прочитанного - вряд ли. Кроме того, что вдруг неудержимо потянуло в пампасы строчить космооперы. Дайте мне соавтора. =\
Но мало этого. Я нейтрально, с уклоном в "с легким непониманием", отношусь к поэзии (за редким исключением, а то когда в подписи стоит цитата из стиха, говорить о непонимании поэзии как-то странно), а к поэтам - однозначно с непониманием. А тут целый Джон Китс. На целой куче страниц. С целой кучей цитирований, возвратов к прошлому, даже канонной, Китсовой смертью. Никогда не видела настолько откровенного, прости господи, фапанья на страницах отчасти культового произведения, да в целом напечатанного и читаемого, и пользующегося уважением романа.
Стиль тоже повело в сторону пафоса. Эффекта присутствия, сопереживания это не добавило. Логика повествования "завязка-развитие-кульминация-финал" сказала, что это уже не модно, и ушла в закат. Кульминационных моментов было несколько, и все оставили меня в легком недоумении.
Частично роман пошел под грифом "Все умирают, но не совсем". Тоже невесело.
Но неожиданные повороты присутствовали, персонажи действовали худо-бедно логично, экшОна хватало, и до конца я дочитала без труда, но проматывая целые куски, так что, полагаю, я многое пропустила и не поняла Великого Смысла до конца.
Люблю ли я фантастику?
Я считаю 90% фантастических произведений штампованными, донельзя пафосными, созданными ради осмысления какого-то Смысла (будь то смысл жизни, существование человечества, наличие Высшего Разума и так далее), а все события вокруг служат лишь обоснованием и фоном для Смысла. А может, меня в детстве уронили в чан с антипатией к фантастике и фэнтези.
Но.
"Гиперион" - вот он точно - весьма и весьма неплох. Вторая часть просто неплоха. Первую я, вероятно, перечитаю еще раз, помедленнее, поспокойнее, поищу там подтекст и подсказки. Вторую - только потому, что нужно, я много пропустила.
Такие дела.
А в Mass Effect есть Бездна Шрайка. Ну милота же. 2) На "Безумного Макса" наконец дошли в кино. Фильм
действительно безумный во многих местах, атмосфера, декорации абсолютно сюрреалистичные. Мне это напомнило старые добрые времена, когда я обожала киберпанк.
Второй раз я бы на него не пошла, но остальные части посмотрела бы. Захватывающая вещь, затягивающая даже. И женщины, ну. И музыкант с... гитарой? о_о Слишком задорный.
3) Пока смотрела все это, мы умудрились пройти с танцем на фестиваль. Плюс два дефиле. Плюс сценка. Ура.